Трансмиссионными маслами называют группу масел, предназначенную для смазки зубчатых передач в трансмиссиях, включая гипоидные, спирально-конические, цилиндрические и червячные, а также масла, используемые в гидротрансмиссиях.

Основные эксплуатационные свойства и показатели качества

Основными эксплуатационными свойствами трансмиссионных масел яв­ляются вязкостно-температурные свойства, смазывающие свойства, стабильность против окисления, коррозионная агрессивность.

Уровень эксплуатационных свойств трансмиссионного масла оценивают, сравнивая с нормативными показателями качества данной марки по ГОСТ 23652-79 (или иному стандарту на масло) данные паспорта качества на имеющееся трансмиссионное масло.

Высокий индекс вязкости позволяет судить о хороших вязкостно-температурных свойствах. Низкая стабильность масла против окисления сопровождается повышением вязкости и увеличением кислотного числа. Коррозионная агрессивность масла непосредственно связана с кислотным числом и содержанием водорастворимых кислот и щелочей, а также характеризуется результатом испытания на медную и стальную пластинку при температуре выше плюс 1000С. Смазывающие свойства характеризуются индексом задира.

Классификация, назначение и взаимозаменяемость отечественных и зарубежных марок

Маркировка трансмиссионных масел включает три группы знаков:

а) первая – ТМ – трансмиссионное масло;

б) вторая– цифра – принадлежность к группе по эксплуатационным свой­ствам;

в) третья – цифра – класс кинематической вязкости.


По ГОСТ 17479.2-85 трансмиссионные масла подразделяются на четыре класса вязкости:

—         9 – кинематическая вязкость при 100оС в диапазоне 6,00 – 10,99 мм2/с, температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па с, не выше 45 оС;

—         12 – 11,00 – 13,99 мм2/с;  35 оС;

—         18 – 14,00 – 24,99 мм2/с;  18 оС;

—         34 – 25,00 – 41,00 мм2/с.

 

Соответствие новой и старой маркировки:

ТМ-1-18                                 ТС – 14,5

ТМ-2 – 9                                 ТСп – 10ЭФО

ТМ-3 – 9                                 ТСп – 10

ТМ-3 –18                                ТСп – 15к, ТАП-15В

ТМ-4 –18                                ТС – 14гип

ТМ-4 – 9                                 ТСз – 9гип

ТМ-5-12з (рк)                        ТМ – 5 – 12РК   з — загущенное

ТМ-5-18                                 ТАД – 17И


В классификации SAE трансмиссионные масла делятся на шесть классов:

—         75W —  минимальная кинематическая вязкость при 99 оС  —  4,2 мм2/с,  тем­пература, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па с, не выше 40  оС;

—         80W – 7,0 мм2/с,  26 оС;                         — 140W – 24,0 мм2/с;

—          85W – 11,0 мм2/с,  12 оС;                      — 250W– 41,0 мм2/с;

—          90W – 13,5 мм2/с;

Девятый класс вязкости отечественной классификации, таким образом, соответствует классу 75W по SAE, 12 — 80W/85W, 18 – 90, 34 – 140.

Соответствие групп трансмиссионных масел по отечественной классификации эксплуатационных свойств и API представлено в таблице.

Группа по ГОСТ 17479.2-85                   / API


Область применения


ТМ-1 / GL-1 ТМ-2 / GL-2 ТМ-3 / GL-3 ТМ-4 / GL-4 ТМ-5 / GL-5 - / GL-6
Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие в условиях низких скоростей и нагрузок, в которых используются масла с депрессорными и антипенными присадками
Червячные передачи, работающие в условиях низких скоростей и нагрузок, в которых используются масла с анти­фрикционными присадками
Спирально-конические зубчатые колёса (ведущие мосты), работающие в умеренно-жёстких условиях, в которых используются масла со слабыми противозадирными присадками
Гипоидные передачи, работающие в условиях больших скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при высоких крутящих моментах, в которых используются масла с противозадирными присадками средней активности
Гипоидные передачи, работающие в условиях больших скоростей и малых крутящих моментов, в которых используются масла с активными противозадирными и противоизносными присадками
Гипоидные передачи с большим вертикальным смещением осей зубчатых колёс, работающие в тяжёлых условиях, в которых используются масла с высокоэффективными противозадирными и противоизносными присадками

 

Применение на военной автомобильной технике

Для применения на ВАТ в качестве основных марок рекомендованы следующие марки трансмиссионных масел:

— ТМ-3-9            (ТСп-10);

— ТМ-5-9з           (ТСз-9ГИП);

— ТМ-3-18 (к)      (ТСп-15К);

— ТМ-5-18           (ТАД-17И);

— ТМ-12з (рк)     ( ТМ-5-12РК);

— ЦИАТИМ-208;

— ТМ-3-9 з           (ТСЗП-8).


Приказом МО РФ 1992 года №65 для применения в агрегатах трансмиссий ВАТ определены:

—         масло трансмиссионное ТСп-10 (основная марка) – всесезонно для агрегатов трансмиссии автомобилей, спец. шасси, гусеничных тягачей, транспортёров-тягачей, транспортёров и тракторов во всех климатических районах.

Дублирующая марка – масло трансмиссионное арктическое ТСз-9гип.

—         масло трансмиссионное ТМ-5-12РК (основная марка) – всесезонно для агрегатов трансмиссий автомобилей, спец. шасси, гусеничных тягачей, транспортёров-тягачей, транспортёров и тракторов.

Дублирующие марки – ТСп-14гип, ТСп-15К, ГАП-158.

—         масло трансмиссионное ТМ-5-12РК (основная марка) – всесезонно для ведущих мостов автомобилей ГАЗ-24 и модификаций, ГАЗ-3102, РАФ-2203.

Дублирующая марка – масло для гипоидных передач ТСгип.

—         масло трансмиссионное ТМ-5-12РК (основная марка) – всесезонно для ведущих мостов автомобилей ГАЗ-53, ПАЗ-672, ГАЗ-66, Зил-131.

Дублирующие марки – масла трансмиссионные ТСп-14гип, ТСз-9гип, Тсгип.

—         масло для гидромеханических трансмиссий марки А — для гидромеханических трансмиссий автомобилей МАЗ-535, МАЗ-537, КЗКТ-537Л, МАЗ-543, МАЗ-7410.

Дублирующая марка – масло для гидромеханических трансмиссий  МГТ.

 

Трансмиссионные масла
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *