При эксплуатации военной автомобильной технике применяются жидкости для охлаждения двигателей, заполнения амортизаторов, гидравлических приводов тормозов и других систем, облегчения запуска двигателя в сложных условиях и другие, объединенные общим названием  специальные жидкости.

Охлаждающие жидкости

Эксплуатационные требования к охлаждающим жидкостям:

—         должны обладать высокой теплоёмкостью и теплопроводностью;

—         иметь малый коэффициент объёмного расширения и не вспениваться;

—         иметь высокую температуру кипения и низкую температуру замерзания;

—         быть термически стабильными, инертными к металлическим и неметаллическим материалам;

—         не образовывать отложений в системе охлаждения;

—         быть не пожароопасными.

При использовании в качестве охлаждающей жидкости воды находящиеся в ней соли приводят к образовании накипи. В зависимости от содержания растворённых солей вода может быть мягкой (содержание солей до 3 мг-экв в 1л), средней жёсткости (от 3 до 6) и жёсткой (более 6 мг-экв в 1л). Для использования пригодна только мягкая вода и вода средней жёсткости. Для предотвращения образования накипи воду в системе охлаждения меняют как можно реже, используют добавление ингибиторов коррозии, смягчают воду кипячением и перегонкой, а также используют дождевую и талую воду. Для удаления накипи используют хромпик, ингибированную соляную кислоту, каустическую соду (для двигателей с чугунной головкой блока) и другие растворы.

В соответствии с приказом МО РФ 1992 года №65 для применения в системах охлаждения двигателей автомобилей, гусеничных машин и тракторов в качестве основной марки определена охлаждающая жидкость марки 40 (65), а в качестве дублирующих марок – жидкость охлаждающая Тосол А-40 (А-65), Лена-40 (65).

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости по своим свойствам относятся к группе ядовитых технических жидкостей и при обращении с ними необходимо соблюдать меры предосторожности.

У этиленгликолевых жидкостей большой коэффициент объёмного расширения, поэтому при заправке системы охлаждения следует заполнять её на 5  процентов меньше при использовании антифриза марки 40, и  до 8 процентов при использовании антифриза марки 65.

Этиленгликоль практически не испаряется, поэтому в процессе эксплуатации при понижении уровня жидкости в систему охлаждения доливается чистая мягкая вода при прогретом двигателе.

Стандартные жидкости марки 40 содержат 53% этиленгликоля и 47% воды, а марки 65 – соответственно 66  и  34 процентов.

По окончании зимнего периода эксплуатации низкозамерзающие охлаждающие жидкости сливают из системы охлаждения двигателя, за исключением автомобилей КамАЗ, собирают по маркам в тару и сдают на склад горючего воинской части. Хранить антифриз в оцинкованной таре запрещается, так как этиленгликоль взаимодействует с цинком, образуя белый осадок. Качество его при этом снижается.

Тормозные жидкости

Эксплуатационные требования к тормозным жидкостям:

—        должны иметь хорошие вязкостно-температурные свойства;

—        совместимость с резиновыми уплотнительными манжетами;

—        иметь высокую температуру кипения при поглощении влаги;

—        не образовывать твёрдых веществ и сгустков при эксплуатации и хранении;

—        иметь хорошие смазывающие свойства;

—        высокая стабильность при хранении.


Для тормозных систем автомобилей выпускаются жидкости БСК, ГТЖ-22М, «НЕВА», «ТОМЬ», « РОСА». По своим свойствам относятся к группе ядовитых технических жидкостей.

 

При применении недопустимо смешение тормозной жидкости БСК с гликолевыми жидкостями ГТЖ-22М, «РОСА», «НЕВА», «ТОМЬ». За исключением жидкости БСК перечисленные тормозные жидкости обеспечивают надёжную работу в интервале температур от минус50 до плюс 500С во всех климатических зонах всесезонно, за исключением районов Крайнего Севера.

Приказом МО РФ 1992 года №65 для гидравлических приводов тормозов и выключения сцепления автомобилей и гусеничных транспортёров-тягачей всесезонно определена в качестве основной марки жидкость тормозная ГТЖ-22М, а в качестве резервных марок – жидкости тормозные Нева и Томь.

Амортизаторные жидкости

Эксплуатационные требования к амортизационным жидкостям:

—         обладать хорошими смазывающими и антикоррозионными свойствами;

—         подвижность во всём интервале рабочих температур;

—         иметь высокую термоокислительную  стабильность;

—         достаточная вязкость при температурах до 1000 С.

В качестве основной марки для амортизаторов автомобилей и гусеничных машин приказом МО РФ 1992 года №65 определена жидкость амортизаторная АЖ-12Т,устойчиво работающая при температурах до минус 500 С. Дублирующей маркой определено масло веретённое АУ.

Пусковые жидкости

Эксплуатационные свойства пусковых жидкостей:

—        должны иметь хорошую испаряемость при низких температурах;

—        быстрая воспламеняемость от искры или самовоспламеняемость от сжатия;

—        высокие антикоррозионные и противоизносные свойства;

—        низкая температура застывания;

—        стабильность при длительном хранении.

Для карбюраторных двигателей применяется пусковая жидкость «Арктика», а для дизельных двигателей – диэтиловый эфир, жидкость НАМИ и «Холод Д-40».

Жидкости «Арктика» и НАМИ впрыскиваются во впускной трубопровод с помощью приспособления 5ПП-40 или ДПП-40, Диэтиловый эфир подаётся в виде 5-8 капель в воздушную трубу при снятом воздухоочистителе в момент проворачивания вала двигателя, «Холод Д-40» впрыскивается в камеру сгорания с помощью специального приспособления.

Применять пусковую жидкость марки «Холод Д-40» в карбюраторных двигателях не допускается, так как это приводит к замасливанию свечей зажигания и перебоям в зажигании.

Использование жидкости «Арктика» в дизельных двигателях влечёт за собой повышенный износ деталей цилиндропоршневой группы дизеля.

Непременным условием применения пусковых жидкостей при низких температурах является применение одновременно зимних марок горючего, загущенных масел и антифризов. В противном случае применение пусковых жидкостей является малоэффективным и может привести к повышенным износам и даже  выходу из строя двигателя.

Специальные жидкости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *