Большинство пластичных смазок состоят из 80-90% нефтяных или синтетических масел, в которые вводится 10-20% загустителя.

Пластичные смазки используют в труднодоступных узлах и местах, откуда жидкие масла вытекают, для уменьшения трения и изнашивания трущихся деталей, частично в качестве защитных и уплотнительных материалов.

Основные эксплуатационные свойства и показатели качества

Основными эксплуатационными свойствами пластичных смазок являются механические свойства, химическая и коллоидная стабильность, тепло- и водостойкость, коррозионность и защитные свойства.

Механические свойства характеризуются пределом прочности, эффективной вязкостью и пенетрацией.

    Предел прочности показывает минимальное удельное напряжение, при котором происходит разрушение каркаса смазки в результате сдвига одного слоя относительно другого. Характеризует способность смазки сопротивляться вытеканию через неплотности, сбрасыванию и сползанию с наклонных поверхностей и движущихся деталей.

Эффективная вязкость – характеризует состояние смазки, когда она начинает течь под воздействием температуры, внешнего давления и взаимного перемещения слоёв при работе в механизмах. Этот показатель характеризует прокачиваемость смазки и потерю на трение.

Пенетрация – это показатель густоты смазки, характеризующий её способность сопротивляться выдавливанию из узла трения скольжения, а также определяет лёгкость подачи смазки в трущуюся пару.

  Теплостойкось характеризуется температурой каплепадения, то есть способностью вытекания смазки из разогретого узла трения. По температуре каплепадения смазки подразделяются на низкоплавкие, среднеплавкие и тугоплавкие. Для надёжной работы необходимо, чтобы температура каплепадения смазки была на 15-200С выше рабочей температуры детали.

Водостойкость оценивается как положительная, если под влиянием воды смазка сохраняет свои свойства и зависит от растворимости загустителя в воде.

   Коллоидная стабильность характеризует способность смазок сопротивляться выделению из них масла во время хранения и применения, зависит от вида загустителя и вязкости масла. Количество выдавленного масла выражают в процентах по массе. Показатель ухудшается с понижением вязкости и увеличении температуры.

Химическая стабильность показывает устойчивость смазки против окисления во время хранения и применения. Окисление сопровождается уплотнением смазки и образованием агрессивных продуктов, вызывающих коррозию.

Коррозионность смазок оценивают по степени коррозирования металлических пластинок при контакте с испытуемой смазкой.

Защитные свойства определяют по степени изменения поверхности металлических пластин с нанесённым слоем смазки, помещённых в среду с повышенной влажностью. Кроме того, при оценке защитных свойств определяется способность смазок сопротивляться сползанию и смыванию с поверхностей.

Классификация и назначение

В соответствии с классификацией (ГОСТ 23258-78) смазки разделены на четыре группы:

— антифрикционные;

— консервационные;

— уплотнительные и канатные.


Антифрикционные смазки предназначены для снижения износа и трения скольжения сопряжённых деталей и делятся, в свою очередь, на подгруппы, обозначаемые индексами:

—         С – общего назначения для обычной температуры (до 700С);

—         О – для повышенной температуры (до 1100С);

—         М – многоцелевые, работоспособны от минус 300С до 1300Св условиях повышенной влажности;

—         Ж – термостойкие (1500С и выше);

—         Н – морозостойкие (ниже  минус 400С);

—         И –противозадирные и противоизносные;

—         П – приборные;

—         Д – приработочные;

—         Х- химически стойкие.


Консервационные (защитные) смазки, предназначенные для предотвращения коррозии металлических поверхностей, обозначаются индексом  З, канатные- индексом К. Уплотнительные делятся на три группы:

—         А – арматурные;

—         Р – резьбовые;

—         В – вакуумные

Применение на военной автомобильной технике

Для применения на ВАТ в качестве основных марок рекомендованы следующие марки пластичных смазок:

—         антифрикционные – Литол-24, Литол-24 (рк), Лита, Зимол, МЗ, Графитная, ВНИИ-НП-242, ВНИИ-НП-279, ВНИИ-НП-282, ЦИАТИМ-205, Циатим-221, ПФМС-4С, ОКБ-122-7;

—         консервационные – Пушечная, Торсиол-35, Гидрофобная;

—         уплотнительные – ЗЗК-3У, Резол.


Приказом МО РФ 1992 года №65 для применения на военной автомобильной технике определены:

—         смазка пластичная Литол-24 (основная марка) – для узлов трения автомобилей, гусеничных машин и тракторов.

Дублирующие марки: солидол синтетический С, пресс-солидол синтетический С, солидол Ж, 1-13, Лита.

—         Смазка пластичная ЦИАТИМ-201 (основная марка) – для узлов трения автомобилей, гусеничных машин и тракторов, эксплуатируемых, в холодном микроклиматическом районе, всесезонно.

Дублирующие марки: смазки пластичные Зимол, Лита.

—         Смазка графитная (основная марка) —  для смазки листов рессор, и тросов лебёдок автомобилей.

Дублирующая марка – Литол-24 с 10-% графита ГС-4.

— Смазка ЦИАТИМ-208 (основная марка) – для бортовой передачи тягачей АТ-Т, МТ-Т, трактора ДЭТ-250.

Дублирующая марка – масло гипоидное Тсгип.

— Смазка пушечная (основная марка) – для смазки неокрашиваемых поверхностей при консервации машин.

Дублирующая марка – смазка пластичная Литол-24.

-Замазка ЗЗК-3У (основная марка) – для герметизации сапунов, горловин, щелей воздухоочистителей двигателя, агрегатов трансмиссии и приборов электрооборудования.

Пластичные смазки
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *