Моторные масла состоят из основы (базового масла) требуемой вязкости и присадок. В целях получения базового масла требуемой вязкости очищенные дистиллятные масла и остаточные масла смешивают в необходимой пропорции.

     Основные эксплуатационные свойства и показатели качества

Эксплуатационные свойства моторных масел характеризуют потери на трение, износ трущихся деталей, образование углеродистых отложений в двигателе, коррозию деталей и пуск двигателя при низкой температуре.

Важнейшими эксплуатационными свойствами моторных масел являются: смазывающие свойства (антифрикционные, противоизносные, противозадирные), термоокислительная стабильность, моющие, антикоррозионные и низкотемпературные свойства.

Показатели основных эксплуатационных свойств моторных масел и их влияние на работу двигателей представлены в приложении В.

Улучшения эксплуатационных свойств моторных масел добиваются введением присадок, основными из которых являются:

—         вязкостные  (загущающие) — повышают вязкость, улучшают индекс вязкости, обладают хорошими низкотемпературными свойствами;

—         моющие  (детергенты) — уменьшают образование лаковых отложений, обеспечивают чистоту деталей;

—         диспергирующие (дисперсанты) — поддерживают примеси в мелкодис­персном состоянии и предотвращают образование низкотемпературного шлака;

—         противоизносные и противозадирные — предотвращают разрушение деталей, снижают износ;

—         депрессорные — снижают температуру застывания масла;

—         антиокислительные — замедляют окисление масла, снижают пригорание поршневых колец;

—         противокоррозионные — уменьшают коррозию чёрных металлов.

Классификация,  маркировка и взаимозаменяемость отечественных и зарубежных марок

Моторные масла классифицируются по вязкости и по уровню эксплуатационных свойств.

Обозначение моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 включает букву «М», указывающую, что масло моторное, а также характеристики:

а) по вязкости — цифра, после буквы «М» указывает уровень вязкости масла при 100оС в сантистоксах;

б) по уровню эксплуатационных свойств – буквенное обозначение группы в зависимости от области при­менения с индексом «1» , «2» или без индекса.

Индекс «1»– для карбюраторных двигателей,  индекс «2» – для дизельных двигателей. Масла, не имеющие индекса «1»или «2», являются универсальными и применяются как для карбюраторных, так и для дизельных двигателей.

Группы моторных масел в зависимости от области применения обозна­чаются: А – для нефорсированных, Б – для малофорсированных, В – для сред­нефорсированных, Г – для высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей, Д – для высокофорсированных дизельных двигателей, работающих в тяжёлых условиях, Е – для дизельных малооборотистых двигателей с  лубри­каторной системой смазки, работающих на тяжёлом топливе, с содержанием серы до 3,5 %.

Пример: М8Б1 — масло моторное, 8 — класс вязкости при 100оС,  для малофорсированных карбюраторных двигателей.

Для загущенных масел характеристика вязкости имеет дробную структуру:

в  числителе  указывается класс вязкости, которому соответствует данное масло по вязкости при минус 18оС, индекс «з» свидетельствует о наличии загущающих присадок, в знаменателе – класс вязкости при  100оС.

Пример: М-6з / 10В2 – моторное масло, загущенное, класс вязкости 6, что соответствует вязкости при минус 18оС 10400 сСт, предназначено для применения как зимнее, так и всесезонное масло, 10  – класс вязкости при 100 оС. Бу­ква «В»  с индексом «2» означает, что масло предназначено для среднефорсированных дизельных двигателей.


В настоящее время на практике применяются две классификации по вязкости: отечественная (ГОСТ 17479.1-85) и SAE  (Society of Automotive Engi­neers), принятая в США и странах Западной Европы. Соответствие классов вязкости по ГОСТ и SAE приведено в таблице .

 

Таблица  – Соответствие вязкостных классов моторных масел

Класс вязкости

Кинематическая вязкость, мм2 /с

по ГОСТ 17479.1-85

по  SAE при 100оС

при минус 18оС и более

6

20 5,6 — 7,0
8 20 7,0-9,5

10

30 9,5-11,5

12

30 11,5-13,0

14

40 13,0-15,0
15 40

15,0-18,0

20 50 18,0-23,0

3з / 8 5W -20 7,0-9,5

2500

4з / 6

10W -20

5,6-7,0

2600

4з / 10 10W -30 9,5-11,5

2600

5з / 10

15W -30 9,5-11,5

6000

5з / 12

15W -30 11,5-13,0

6000

5з / 14

15W -40 13,0-15,0

6000

6з / 10

20W -30 9,5-11,5

10400

6з / 14 20W -40 13,0-15,0

10400

6з / 16 20W -40 15,0-18,0

10400

По уровню эксплуатационных свойств моторных масел широкое применение в мире, в том числе и в нашей стране, получила классификация API (American Petroleum Institute), предложенная американским нефтяным институтом. Соответствие её с российской классификацией (ГОСТ 17479.1-85) и рекомендуемые области применения приведены в таблице

Соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам

Группа

Рекомендуемые области применения

по ГОСТ

17497.1-85

по API

B

SD/CB

Среднефорсированные дизели и карбюраторные двигатели

В1

SD

Среднефорсированные карбюраторные двигатели, работающие в тяжёлых условиях

В2

CB

Среднефорсированные дизели без наддува, работающие при повышенных нагрузках и на сернистом топливе

Г

CE/CC

Высокофорсированные дизели и карбюраторные двигатели без наддува

Г1

SE

Высокофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в тяжёлых условиях

Г2

CC

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в тяжёлых условиях

Д

CD

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжёлых условиях

SF

Бензиновые двигатели, работающие в тяжёлых условиях на неэтилированном бензине (модели выпуска 1980—1988 гг.)

SF / CD

Дизели и карбюраторные двигатели (универсальное масло)

SG

Бензиновые двигатели, работающие на неэтилированном бен­зине (модели выпуска после 1988 г.)

CE

Дизели с турбонаддувом (модели выпуска после 1983 г.)

SG / CE

Дизели и карбюраторные двигатели (универсальное масло)

SF-4

Быстроходные двигатели с турбонаддувом

В соответствии со стандартом API первая буква в обозначении указывает назначение моторного масла:

С – для дизельных двигателей, S – для карбюраторных двигателей.

Вторая буква в обозначении определяет степень качества, т.е. типы двигателей, для которых масло предназначено:

A-масла без присадок; B- масла с противозадирной и противоокислительной присадками; C- масла для среднефорсированных двигателей; D-масла для форсированных двигателей (в том числе и с турбонаддувом); E- масла для высокофорсированных двигателей.

Масла для первых двух групп моторных масел практически не выпускаются.

Примеры использования классификации для подбора зарубежного масла взамен отечественного:

—         летнее камазовское масло М-10Г2к по своим показателям соответствует международной классификации SAE 30 и API СС. Ему может соответствовать масло, имеющее такую же классификацию, например, BP Energol HD 20.

—         всесезонное камазовское масло М-6з / 10В с классификацией SAE 20W-30  и  API  SD/CB  соответствует маслу  BP Wanellus  M  SAE 20W-30/

Многие мировые автомобильные производители имеют собственные классификации моторных масел, которые, кроме основных классификаций, указываются в спецификациях масел, исследованных автопроизводителями. Например, в спецификации французского масла TOTAL  RUBIA  TIR  8200  кроме SAE 10W-40  и  API  CE указаны  MB 228,  MAN QC 13017,  VOLVO VDS, SCANIA  LDO,  MACK  EO-K2.  Классификация автопроизводителей указывает, обычно, на периодичность замены масла. По классификации “Мерседес-Бенц” замена масла, имеющего спецификацию МВ 227,1 осуществляется через с периодичностью от 10 до 15 тыс. км, МБ 228,1 – от 30 до 45 тыс.км, МБ 228,3 – от 45 до 60 тыс. км, МБ 228,5 – от 90 до 100 тыс. км. При эксплуатации масел со спецификациями МВ 228,3 и 228,5, по требованию “Мерседес-Бенц”, необходимо наличие дополнительного фильтра в системе смазки двигателя. В классификации фирмы “Вольво”  спецификация YDS  указывает на необходимость замены масла при пробеге от 25 до 40 тыс. км. , YDS-11-  через 50 тыс. км. Согласно требованию АО “Камаз” масло М-6з / 10В заменяется через 16 тыс. км. пробега. Своей классификации ни у  “Камаза”, ни у других российских производителей нет. ВАЗ для своих автомобилей рекомендует моторные масла по классификациям SAE и API, в частности, ELF Spori — по SAE 10W-30 или 15W-40 и API  SF/CC, Shell Super Plus — по SAE 10W-30 , 10W-40 и API  SЕ/CC.

 

Применение на военной автомобильной технике

Для применения на ВАТ в качестве основных и дублирующих марок приказом МО РФ 1992 года №65 определены:

а) для карбюраторных двигателей всесезонно — М-6з / 10В (основная марка);   АСЗп-10 (дублирующая марка);

б) для карбюраторных двигателей в качестве зимнего масла — М-4з / 6В1 (основная марка);   М-8В, М-6з / 10В (дублирующие марки);

в) для безнаддувных дизелей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, КамАЗ-740 и их модификаций всесезонно —  М-6з / 10В (основная марка);  М-10В2, М-10В, М-10Г2к, М-8Г2к  (дублирующие марки);

г) для наддувных дизелей ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-238Л и их модификаций – М-10ДМ, М-8ДМ (основная марка); М-10Г2к, М-8Г2к (дублирующие марки);

д) для двигателей автомобилей ГАЗ-3102, ГАЗ-24 и их модификаций, РАФ-2203 и их модификаций — М-5з / 10Г1  (основная марка); М-6з / 12Г1 (дуб­лирующая марка);

е) для двигателей типа В-2, Д-12, Д-6, УТД-25,УТД-20 и других всесе­зонно –  МТ-16п (основная марка);  М-16ИХП-3 (дублирующая марка)

 Рекомендуемые сроки смены моторных масел для карбюраторных двигателей – 18000, для дизелей без наддува – 15000.

Рекомендуемый температурный режим применения моторных масел:

— М8В1, М8В2                  до минус 25оС;

— М8Г2к                            до минус 20оС;

— М8Г2                               до минус 15оС;

— М10В2 , М8Г2к —       до минус   5оС;

— М10Г2                            до минус   5оС;

— М6з/10Б2                      до минус 30оС;

— М-16 ИХП-3                 до минус   5оС.

Моторные масла
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *