Моторные масла состоят из основы (базового масла) требуемой вязкости и присадок. В целях получения базового масла требуемой вязкости очищенные дистиллятные масла и остаточные масла смешивают в необходимой пропорции.
Основные эксплуатационные свойства и показатели качества
Эксплуатационные свойства моторных масел характеризуют потери на трение, износ трущихся деталей, образование углеродистых отложений в двигателе, коррозию деталей и пуск двигателя при низкой температуре.
Важнейшими эксплуатационными свойствами моторных масел являются: смазывающие свойства (антифрикционные, противоизносные, противозадирные), термоокислительная стабильность, моющие, антикоррозионные и низкотемпературные свойства.
Показатели основных эксплуатационных свойств моторных масел и их влияние на работу двигателей представлены в приложении В.
— вязкостные (загущающие) — повышают вязкость, улучшают индекс вязкости, обладают хорошими низкотемпературными свойствами;
— моющие (детергенты) — уменьшают образование лаковых отложений, обеспечивают чистоту деталей;
— диспергирующие (дисперсанты) — поддерживают примеси в мелкодисперсном состоянии и предотвращают образование низкотемпературного шлака;
— противоизносные и противозадирные — предотвращают разрушение деталей, снижают износ;
— депрессорные — снижают температуру застывания масла;
— антиокислительные — замедляют окисление масла, снижают пригорание поршневых колец;
— противокоррозионные — уменьшают коррозию чёрных металлов.
Классификация, маркировка и взаимозаменяемость отечественных и зарубежных марок
Обозначение моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 включает букву «М», указывающую, что масло моторное, а также характеристики:
а) по вязкости — цифра, после буквы «М» указывает уровень вязкости масла при 100оС в сантистоксах;
б) по уровню эксплуатационных свойств – буквенное обозначение группы в зависимости от области применения с индексом «1» , «2» или без индекса.
Группы моторных масел в зависимости от области применения обозначаются: А – для нефорсированных, Б – для малофорсированных, В – для среднефорсированных, Г – для высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей, Д – для высокофорсированных дизельных двигателей, работающих в тяжёлых условиях, Е – для дизельных малооборотистых двигателей с лубрикаторной системой смазки, работающих на тяжёлом топливе, с содержанием серы до 3,5 %.
Пример: М8Б1 — масло моторное, 8 — класс вязкости при 100оС, для малофорсированных карбюраторных двигателей.
в числителе указывается класс вязкости, которому соответствует данное масло по вязкости при минус 18оС, индекс «з» свидетельствует о наличии загущающих присадок, в знаменателе – класс вязкости при 100оС.
Пример: М-6з / 10В2 – моторное масло, загущенное, класс вязкости 6, что соответствует вязкости при минус 18оС 10400 сСт, предназначено для применения как зимнее, так и всесезонное масло, 10 – класс вязкости при 100 оС. Буква «В» с индексом «2» означает, что масло предназначено для среднефорсированных дизельных двигателей.
Таблица – Соответствие вязкостных классов моторных масел |
|||
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость, мм2 /с |
||
по ГОСТ 17479.1-85 |
по SAE | при 100оС |
при минус 18оС и более |
6 |
20 | 5,6 — 7,0 | — |
8 | 20 | 7,0-9,5 |
— |
10 |
30 | 9,5-11,5 | — |
12 |
30 | 11,5-13,0 | — |
14 |
40 | 13,0-15,0 | — |
15 | 40 |
15,0-18,0 |
— |
20 | 50 | 18,0-23,0 |
— |
3з / 8 | 5W -20 | 7,0-9,5 |
2500 |
4з / 6 |
10W -20 |
5,6-7,0 |
2600 |
4з / 10 | 10W -30 | 9,5-11,5 |
2600 |
5з / 10 |
15W -30 | 9,5-11,5 |
6000 |
5з / 12 |
15W -30 | 11,5-13,0 |
6000 |
5з / 14 |
15W -40 | 13,0-15,0 |
6000 |
6з / 10 |
20W -30 | 9,5-11,5 |
10400 |
6з / 14 | 20W -40 | 13,0-15,0 |
10400 |
6з / 16 | 20W -40 | 15,0-18,0 |
10400 |
По уровню эксплуатационных свойств моторных масел широкое применение в мире, в том числе и в нашей стране, получила классификация API (American Petroleum Institute), предложенная американским нефтяным институтом. Соответствие её с российской классификацией (ГОСТ 17479.1-85) и рекомендуемые области применения приведены в таблице
Соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам |
||
Группа |
Рекомендуемые области применения |
|
по ГОСТ 17497.1-85 |
по API |
|
B |
SD/CB |
Среднефорсированные дизели и карбюраторные двигатели |
В1 |
SD |
Среднефорсированные карбюраторные двигатели, работающие в тяжёлых условиях |
В2 |
CB |
Среднефорсированные дизели без наддува, работающие при повышенных нагрузках и на сернистом топливе |
Г |
CE/CC |
Высокофорсированные дизели и карбюраторные двигатели без наддува |
Г1 |
SE |
Высокофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в тяжёлых условиях |
Г2 |
CC |
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в тяжёлых условиях |
Д |
CD |
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжёлых условиях |
— |
SF |
Бензиновые двигатели, работающие в тяжёлых условиях на неэтилированном бензине (модели выпуска 1980—1988 гг.) |
— |
SF / CD |
Дизели и карбюраторные двигатели (универсальное масло) |
— |
SG |
Бензиновые двигатели, работающие на неэтилированном бензине (модели выпуска после 1988 г.) |
— |
CE |
Дизели с турбонаддувом (модели выпуска после 1983 г.) |
— |
SG / CE |
Дизели и карбюраторные двигатели (универсальное масло) |
— |
SF-4 |
Быстроходные двигатели с турбонаддувом |
В соответствии со стандартом API первая буква в обозначении указывает назначение моторного масла:
С – для дизельных двигателей, S – для карбюраторных двигателей.
Вторая буква в обозначении определяет степень качества, т.е. типы двигателей, для которых масло предназначено:
A-масла без присадок; B- масла с противозадирной и противоокислительной присадками; C- масла для среднефорсированных двигателей; D-масла для форсированных двигателей (в том числе и с турбонаддувом); E- масла для высокофорсированных двигателей.
Масла для первых двух групп моторных масел практически не выпускаются.
— летнее камазовское масло М-10Г2к по своим показателям соответствует международной классификации SAE 30 и API СС. Ему может соответствовать масло, имеющее такую же классификацию, например, BP Energol HD 20.
— всесезонное камазовское масло М-6з / 10В с классификацией SAE 20W-30 и API SD/CB соответствует маслу BP Wanellus M SAE 20W-30/
Многие мировые автомобильные производители имеют собственные классификации моторных масел, которые, кроме основных классификаций, указываются в спецификациях масел, исследованных автопроизводителями. Например, в спецификации французского масла TOTAL RUBIA TIR 8200 кроме SAE 10W-40 и API CE указаны MB 228, MAN QC 13017, VOLVO VDS, SCANIA LDO, MACK EO-K2. Классификация автопроизводителей указывает, обычно, на периодичность замены масла. По классификации “Мерседес-Бенц” замена масла, имеющего спецификацию МВ 227,1 осуществляется через с периодичностью от 10 до 15 тыс. км, МБ 228,1 – от 30 до 45 тыс.км, МБ 228,3 – от 45 до 60 тыс. км, МБ 228,5 – от 90 до 100 тыс. км. При эксплуатации масел со спецификациями МВ 228,3 и 228,5, по требованию “Мерседес-Бенц”, необходимо наличие дополнительного фильтра в системе смазки двигателя. В классификации фирмы “Вольво” спецификация YDS указывает на необходимость замены масла при пробеге от 25 до 40 тыс. км. , YDS-11- через 50 тыс. км. Согласно требованию АО “Камаз” масло М-6з / 10В заменяется через 16 тыс. км. пробега. Своей классификации ни у “Камаза”, ни у других российских производителей нет. ВАЗ для своих автомобилей рекомендует моторные масла по классификациям SAE и API, в частности, ELF Spori — по SAE 10W-30 или 15W-40 и API SF/CC, Shell Super Plus — по SAE 10W-30 , 10W-40 и API SЕ/CC.
Применение на военной автомобильной технике
а) для карбюраторных двигателей всесезонно — М-6з / 10В (основная марка); АСЗп-10 (дублирующая марка);
б) для карбюраторных двигателей в качестве зимнего масла — М-4з / 6В1 (основная марка); М-8В, М-6з / 10В (дублирующие марки);
в) для безнаддувных дизелей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, КамАЗ-740 и их модификаций всесезонно — М-6з / 10В (основная марка); М-10В2, М-10В, М-10Г2к, М-8Г2к (дублирующие марки);
г) для наддувных дизелей ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-238Л и их модификаций – М-10ДМ, М-8ДМ (основная марка); М-10Г2к, М-8Г2к (дублирующие марки);
д) для двигателей автомобилей ГАЗ-3102, ГАЗ-24 и их модификаций, РАФ-2203 и их модификаций — М-5з / 10Г1 (основная марка); М-6з / 12Г1 (дублирующая марка);
е) для двигателей типа В-2, Д-12, Д-6, УТД-25,УТД-20 и других всесезонно – МТ-16п (основная марка); М-16ИХП-3 (дублирующая марка)
Рекомендуемые сроки смены моторных масел для карбюраторных двигателей – 18000, для дизелей без наддува – 15000.
— М8В1, М8В2 до минус 25оС;
— М8Г2к до минус 20оС;
— М8Г2 до минус 15оС;
— М10В2 , М8Г2к — до минус 5оС;
— М10Г2 до минус 5оС;
— М6з/10Б2 до минус 30оС;
— М-16 ИХП-3 до минус 5оС.