Экономия горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей имеет важнейшее народно-хозяйственное значение и складывается из предотвращения и сокращения потерь на складе, при заправке и эксплуатации технически исправных машин.

Заправку машин необходимо производить механизированными средствами заправки, чем достигается снижение потерь горючего от одного до 0,06 процента.

 

Существенное влияние на расход всех видов горючего и смазочных материалов имеет техническое состояние автомобиля. Так, при утечке бензина через неплотности соединений со скоростью две капли в секунду происходит потеря его от 1300 до 1500 килограммов в год. При одной неработающей свече перерасход бензина достигает от 15 до 25 процентов. Даже малые неисправности автомобиля, не имеющие прямого отношения к расходу горючего, могут стать причиной его перерасхода, например, неисправный стеклоочиститель в дождливую погоду не позволит вследствие плохой видимости использовать экономичную скорость движения автомобиля, что приведёт к перерасходу горючего.

Следовательно, необходимо строго соблюдать соответствующую периодичность обслуживания и выполнять его в полном объёме.

Расход горючего, в первую очередь, зависит от состояния системы питания. В карбюраторных двигателях в эксплуатационных условиях необходимо следить за чистотой отверстий и каналов карбюратора, уровнем бензина в поплавковой камере, состоянием и весом поплавка, плотностью прилегания клапана поплавка к седлу, своевременно регулировать карбюратор на режиме холостого хода.

В дизельных двигателях следует проверять угол опережения впрыска топлива, начало, величину и равномерность подачи топлива секциями насоса, давление впрыска и качество распыливания форсунками топлива, регулировать минимальную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу.

Большое влияние на расход горючего оказывает правильная регулировка системы зажигания. Уменьшение угла опережения зажигания по сравнению с его оптимальным значением на один градус снижает экономичность двигателя в среднем на один процент. Частичные отказы, происходящие вследствие нагара на электродах свечей, неправильного зазора между электродами, несоответствие типа и марки свечи тепловому и нагрузочному режиму работы двигателя, нарушения герметичности свечи или резьбового соединения, обгорание контактов добавочного сопротивления подавления помех, неплотно вставленных проводов высокого напряжения в крышку распределителя – приводят к ухудшению экономичности от двух до трёх процентов.

Несвоевременная или неправильная регулировка клапанов двигателя также может служить причиной перерасхода горючего. Установлено, что на каждые 0,1 миллиметра уменьшения зазора в деталях газораспределительного механизма, по сравнению с заводскими условиями, повышается расход горючего от двух до трёх процентов.

Серьёзное влияние на экономию горючего оказывает состояние системы охлаждения, в частности, отложения накипи на стенках рубашки охлаждения. Так, слой накипи толщиной в один миллиметр увеличивает расход горючего от четырёх до пяти процентов.

Расход горючего зависит также от состояния трансмиссии и ходовой части автомобиля. Например, чрезмерная затяжка подшипников ступиц колёс приводит к значительному перерасходу горючего.

Расход горючего в большой степени зависит от квалификации водителя, его умения и желания экономить горючее. Он должен владеть навыками экономичного вождения: выбором скорости движения, правильным использованием наката, поддержанием  оптимального теплового режима двигателя. Движение автомобиля следует рассчитывать так, чтобы меньше приходилось пользоваться тормозами. Не рекомендуется давать двигателю излишние частоты вращения коленчатого вала, «прогазовывать» при кратковременных остановках, затягивать движение на низших передачах при разгоне автомобиля. Особенно большие перерасходы горючего допускается неопытным водителем зимой. Так, вследствие увеличения времени пуска двигателя расход горючего может увеличиться до пяти процентов. Уменьшение КПД трансмиссии из-за неправильно подобранных марок масел и смазок при работе в условиях низких температур окружающего воздуха может привести к перерасходу горючего до двадцати процентов.

Одним из важнейших условий экономии горючего является правильная организация перевозок: сокращение порожних пробегов, полная загрузка автомобилей, совмещение перевозимых грузов и т.д.

Экономии масел можно достичь за счёт сокращения расхода на «угар», предотвращения порчи и загрязнения масел, а также путём хорошо организованного сбора отработанных масел.

На новом обкатанном двигателе расход масла минимальный. По мере износа двигателя расход масла увеличивается. Особенно большой «угар» масла происходит в случае износа поршневых колец и поршневых канавок или засорения маслоотводящих отверстий в поршне. При этом масло интенсивно проникает в камеру сгорания, хуже удаляется со стенок цилиндра, и более значительная часть его «угорает».

Порча масла может быть вследствие преждевременного его окисления в картере двигателя. Причинами, которые ускоряют процессы окисления масел, могут быть несоблюдение сроков промывки центрифуги и системы вентиляции картера, длительная эксплуатация двигателя на высоких тепловых режимах, низкий уровень масла в картере, попадание в масло пыли и влаги в процессе эксплуатации и при заправке.

Перерасход масла на «угар» получается вследствие повышения теплового режима двигателя и увеличения частоты вращения коленчатого вала. При эксплуатации автомобиля необходимо не допускать перегрева двигателя и стараться осуществлять вождение машин на повышенных передачах при оптимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, своевременно заменять изношенные поршневые кольца.

«Угар» масла увеличивается, если уровень его в картере двигателя больше нормы.

При заправке узлов и агрегатов автомобиля трансмиссионными маслами необходимо следить за тем, чтобы с маслом не попадали песок, грязь и вода.

Значительную экономию обеспечивает сбор отработанных масел, их регенерация и дальнейшее использование. Отработанные моторные масла следует собирать в специальную тару и не смешивать их с отработанными трансмиссионными маслами, смазками и промывочными жидкостями. Эти нефтепродукты собираются отдельно.

Экономия пластичных смазок достигается за счёт правильной смазки и надлежащего хранения смазок в таре на складе и пунктах обслуживания.

Смазку узлов трения следует проводить после работы автомобиля, пока эти узлы не остыли.

Для каждого вида смазки должен быть отдельный шприц. Это позволяет избежать смешения смазок и уменьшить их расход.

Смазка на постах обслуживания должна находиться в жестяных банках или бочках, вместимости которых хватает на несколько дней и даже недель. В открытой таре смазка обводняется и загрязняется, загрязнённая смазка выбрасывается. Поэтому необходимо следить, чтобы тара со смазкой всегда была плотно закрыта. Для каждой марки смазки следует предусмотреть отдельную деревянную лопаточку для заправки смазкой шприцев.

Экономия тормозных жидкостей заключается в аккуратной заправке тормозных систем, исключении случаев смешения касторовых и гликолевых жидкостей, минимальных потерях при прокачках и ремонтах гидравлических систем.

Экономия низкозамерзающих охлаждающих жидкостей обеспечивается путём должной подготовки системы охлаждения к заливке жидкости и недопущения её утечки, систематического контроля её качества, предохранения жидкости от попадания в неё нефтепродуктов, долива системы охлаждения в процессе эксплуатации только мягкой водой.

Приказом МО СССР 1984 года №100 определены основные пути экономии горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей, основными из которых являются:

— контроль за соблюдением норм расхода моторесурсов, разработка и осуществление мероприятий по их всемерной экономии;

—             создание необходимых условий для хранения, обслуживания и ремонта автомобильной техники;

—              повышение технической культуры обслуживания и ремонта автомобильной техники, внедрение инструментальной диагностики её состояния, недопущение случаев использования неисправных и необслуженных автомобилей;

—             применение всесезонных марок горючего и смазочных материалов, а при их отсутствии – обеспечение своевременного перехода на зимние и летние марки горючего и смазочных материалов;

—             соблюдение порядка заправки автомобильной техники по возвращении её в парк и опломбирования топливных баков, обеспечение механизированной заправки горючим, внедрение централизованной системы смазки автомобильной техники на пунктах технического обслуживания и ремонта;

—             сокращение времени работы автомобильной техники в парках, на остановках и стоянках в ходе учений, стрельб, полётов, боевого дежурства, при выполнении перевозок материальных средств и других случаях;

—             наведение должного порядка в содержании и эксплуатации спидометрового оборудования, обеспечение в каждой воинской части систематического контроля за опломбированием, исправностью и правильностью показаний спидометров;

—             принятие мер, исключающих возможность слива горючего из топливных баков автомобильной техники;

—             выбор наиболее рациональных маршрутов движения;

—             знание и осуществление личным составом, связанным с эксплуатацией автомобильной техники, мероприятий, обеспечивающим экономное использование автомобильной техники, горючего и смазочных материалов;

—             повышение уровня практической выучки водителей и других специалистов автомобильной службы в воинских частях по экономному расходованию горючего и смазочных материалов при техническом обслуживании и вождении автомобильной техники;

—             постоянное совершенствование учебно-материальной базы, рациональное использование учебных автомобилей, тренажёров и других технических средств при обучении;

—             пропаганда и распространение передового опыта водителей, подразделений и воинских частей по экономии горючего и смазочных материалов.

Мероприятия по экономии горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *